ИНТЕРВЬЮ С АРХИМАНДРИТОМ СИЛУАНОМ (ПАСЕНКО)
Приближается великий христианский праздник — Богоявление. В преддверии этого светлого торжества сотрудники ГБУ РК «Дом дружбы народов» задали представителям православной церкви интересующие вопросы.
ИНТЕРВЬЮ С АРХИМАНДРИТОМ СИЛУАНОМ (ПАСЕНКО), ДУХОВНИКОМ ТАВРИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ИЗ Г. ХЕРСОН:
1) Какое значение имеет праздник Крещения Господня для всех православных христиан и лично для Вас?
Когда пытаешься подобрать слова, чтобы описать значение такого события как Богоявление ‒ именно так в церковной традиции называется праздник Крещения Господня ‒ довольно непросто избежать каких-то обобщающих фраз, обыденно и тускло возвышающих священный сюжет. Так, например, если мы назовем Крещение Иисуса Христа на Иордане или великим, или священным, или чудесным праздником, то одновременно окажемся и правы, и в то же время не назовем его сути. Богоявление ‒ это не просто красивое событие, не только добрая традиция. Оно не сводится даже к освящению воды, что, казалось бы, довольно привычно для обыденного сознания.
Смысл Крещения и его значение заключаются в том, что оно фактически стало началом пути Богочеловека Иисуса Христа на Голгофу, за которой последовало Воскресение, а далее ‒ мост в вечную жизнь для всех верующих. Именно в Иордане, под рукой Иоанна Крестителя, люди впервые увидели Мессию: над Ним отверзлись Небеса, закрытые с момента последнего ветхозаветного пророка; над Ним почил Дух Святой в виде голубя; наконец, именно тогда над Ним впервые прозвучал голос Бога Отца «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Поэтому Крещение Господне, Богоявление ‒ это пульсирующее сердце нашей веры, ее исток. Бог показывает Себя миру ‒ Иисус Христос выходит на спасительное дело. С этого момента человечество узнало, какое чувство испытывает к нему Бог ‒ безусловную любовь. Мне очень нравится мысль святителя Григория Богослова, который, отвечая на вопрос, каким бы одним словом можно было описать Евангелие, сказал: любовь. О ней говорит праздник Крещения.
2) Как верующему человеку встретить это светлое торжество? Существуют ли определённые молитвы или религиозные обряды?
Этот вопрос тесно связан с предыдущим. Тот, кто искренне любит ‒ не желает каких-то условностей, формальных действий, наигранности, которые зачастую ассоциируются с обрядом.
Бог, явивший Себя миру, пришел ради любви к человеку, чтобы исцелить его болезнь, называемую грехом, и дать доступ к вечности. Мы же можем достойно ответить на этот шаг лишь взаимной сыновней любовью. А это ‒ исполнение воли Бога, Его желания быть с человеком в единстве. Оно достигается в спасительном плоде Жертвы Иисуса Христа ‒ таинстве Евхаристии, т.е. Причастии. «Тот, кто пьет Мою Кровь, и вкушает Мою Плоть ‒ во Мне пребывает, и Я ‒ в Нем». Все остальное меркнет перед этим главным завещанием Иисуса Христа, которое, кстати, и дало название главной христианской книге ‒ Новому Завету.
Есть, конечно, и благочестивые обычаи, связанные с событием Крещения Господня, самый главный из которых ‒ освящение воды. Ведь Спаситель омылся водой во время Крещения от Иоанна Предтечи. Поэтому каждый верный стремится в этот день получить немного той воды, которую освятил Собой Иисус Христос. Церковь, живущая духовным обновлением священных событий в богослужениях, знает определенные молитвы, освящающие воду в праздник Богоявления действием Того же Духа, Который почил на Христе во время Крещения. Поэтому взять немного освященной воды в церкви в такой день ‒ настоящая радость для человека. Ею обычно освящают дома, хозяйство, употребляют в течение года для победы над духовными и физическими недугами.
3) Как православная молодёжь Крыма проводит Рождество Христово, Святки, Богоявление? Например, посетители просветительского центра «Зёрна», студенты Таврической духовной семинарии?
Рождество Христово, святки, Крещение Господне для студентов духовной семинарии, для молодежи ‒ это прежде всего церковный и семейный праздник. Малая церковь ‒ домашняя ‒ вливается в большую ‒ приходскую, общинную ‒ и объединяет всех вокруг радости пришествия в мир Спасителя. Поэтому рождественские традиции для молодых поколений прежде всего связаны с семьей и кругом близких людей. Студенты семинарии получают возможность побывать на каникулах дома. Молодежка по-своему сближается, объединяется в хоры, благотворительные коллективы и несет радость Рождества в дома православных христиан, социальные и другие разные учреждения. Вместе молодые люди возвещают весть о Христе родившемся и это дает им незабываемые минуты общинной радости, единства и вдохновения.
4) Что бы Вы пожелали или посоветовали подписчикам Дома дружбы народов в святые праздничные дни?
Прежде всего хотел бы пожелать всем испытать рождественскую радость. Она необычайна. Ее не найдешь за покупками подарков, приготовлением трапезы, прочими обыкновенными хлопотами. Благодатное возвышенное чувство не сравнится с обычным хорошим настроением, потому что наполняет душу духовным озарением, а жизнь ‒ смыслом.
Радость Рождества дается от Бога тем, кто ее ищет. Хочу всем пожелать открыть в преддверии Богоявления, в дни рождественских святок, Евангелие. Углубиться в его текст. Неспеша подумать над тайной воплощения Творца всей Вселенной, Который явился в простоте, скромности и любви.
Хочется пожелать всем также, чтобы никакие преграды и препятствия не преградили путь в Божий дом ‒ церковь, а там не заслонили собой Небесного Отца. Он всех ждет. Настоящие праздничные дни ‒ прекрасная возможность пойти навстречу Его распростертым объятиям отчей любви.